Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ-детский сад «Медвежонок» позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного уровня образования:
• обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
• создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
• создание единого федерального образовательного пространства воспитания и развития детей от рождения до восьми лет, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места и региона проживания.
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ-детский сад «Медвежонок» (далее- Программа) состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и составляет не менее 60% от общего объема Программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована:
- на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- на сложившиеся традиции ДОО;
- на выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.
Содержание и планируемые результаты обязательной части Программы соответствуют содержанию и планируемым результатам ФОП ДО.
Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса,
отражает:
-приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации образовательной программы дошкольного образования: познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие (В.П. Новикова «Математика в детском саду», И.А. Лыкова «Цветные ладошки»; Ю.Ф. Змановский «Здоровый дошкольник»).
- вид образовательного учреждения и связанную с ним специфику воспи-тательно-образовательного процесса: наличие комбинированных групп для детей с нарушениями речи (ОВЗ). Учебно-воспитательный процесс строится с использованием коррекционной программы: «Программа воспитания и обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи» Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (1993г);
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ- детский сад «Медвежонок» предназначена для реализации в группах для детей от 2 до 7 лет.
В образовательной программе дошкольного образования МБДОУ- детский сад «Медвежонок» содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы её формирования; планируемые результаты освоения Федеральной программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Федеральной программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации программы; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ДОО; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.
В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, федеральный календарный план воспитательной работы.
Реализация Программы предполагает интеграцию задач обучения и воспитания в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений; осуществляется с учётом принципов ДО, зафиксированных во ФГОС ДО; обеспечивает основу для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.
Одним из важных условий реализации образовательной программы ДОО является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса.
Сотрудники ДОО признают семью как жизненно необходимую среду дошкольника, определяющую путь развития его личности.
Задача коллектива – установить партнерские отношения, объединить усилия для развития, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Логопед консультирует родителей по вопросам, связанным с проблемами коррекции речи, консультирует по выполнению индивидуальных домашних заданий. С целью создания единого образовательного пространства развития ребенка в семье и ДОУ применяется технология работы с родителями, включающая:
• Адаптационный период (знакомство с ДОУ, заключение договоров);
• Выявление потребностей, интересов и возможностей семьи.
• Реализация общих мероприятий: родительские собрания, консультации, совместные праздники и развлечения, обустройство ДОУ.
• Дифференцированная работа с семьями: буклеты, индивидуальные беседы.